Теория профориентационного сомоопределения

Нужны ли профили в школе?

       Проанализировав результаты поступления выпускников на определенные факультеты вузов за последние 3 года, приходишь к выводу, что оправдывают себя, в основном, математический и физический профили: за последние три года учатся по этим профилям  56 выпускников гимназии "Гармония" из 76, которые обучались по математическому и физико-биологическому профилям, это 73 %.
       Престижный филологический профиль(английский язык): из 76 учащихся учатся по профилю - 24, что составляет 32 %.
      К сожалению, грустно говорить о профиле филологическом (украинский язык): за три последние года выбрали его как будущую профессию только 5 учащихся из 80 в 2013 году, это всего лишь 7 %.
     А вот интересный исторический профиль остался невостребованным совсем.
     Можно ли говорить о том, что эти профили лишние в нашем школьном образовании? Конечно, нет. Ведь мы знаем, что выпускники всех вузов , независимо от профиля, сдают обязательный экзамен ЗНО - украинский язык, да и навыки общения на украинском все более востребованы в Украине.
     А уж английский язык сейчас нужен во всех областях производства:  если вы намерены делать карьеру, если ваше предприятие сотрудничает с зарубежными кампаниями, если ваша работа связана с компьютерными технологиями - а где сейчас не используют компьютер - таких производств нет, да и просто, если вы любите путешествия - вам не обойтись без знания английского.
     Поэтому выбирайте те профили, которые вам нравятся, пусть хотя бы в школе работает принцип "работать по душе", а уж во взрослой жизни - где придется ...

2012-2013 н.р.
Аналіз результатів вступу
випускників профільних класів старшої школи
до відповідних
вищих навчальних закладів за профілем

з-п
Клас
Класний керівник
Кількість учнів
Профіль
Навчаються за профілем
%
1
11-А

25
Математичний
15
60
2
11-Б

26
Філологічний
(англійський)
9
34
3
11-В

27
Філологічний
(український)
5
18

2011-2012 н.р.
Аналіз результатів вступу
випускників профільних класів старшої школи
до відповідних
вищих навчальних закладів за профілем

з-п
Клас
Класний керівник
Кількість учнів
Профіль
Навчаються за профілем
%
1
11-А
Маковоз І.Г.
23
Фізико-біологічний
16
69
2
11-Б
Василець І.О.
28
Філологічний
(англійський)
5
17
3
11-В
Сидорчук О.О.
25
Філологічний
(український)
-

4
11-Г
Запорожан О.П.
20
Історичний
-


  

24.12.2013 г

Профильное обучение

Профильное обучение

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 мая 2011; проверки требуют 6 правок.
Wikitext-ru.svg
Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

Профильное обучение — система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов.
 Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года. В рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, предполагается повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Цель проекта: обеспечение планомерного, прогнозируемого перехода к качественному и эффективному профильному обучению на старшей ступени школьного образования.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: 1) обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; 2)создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; 3) способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; 4) расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Задачи: 1. Создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. 2.Управление системой подготовки педагогов школы, работающих в старших классах. 3.Укрепление материально-технической базы ОУ. 4.Повышение квалификации педагогических кадров. 5.Изменение содержания образовательного процесса за счет перехода на новые образовательные технологии. 6.Создание условий для взаимодействия школьного образования и рынка труда в целях учета социально-экономических потребностей территории.
На актуальность введения профильного обучения указывают следующие обстоятельства: 1) Профилизации обучения в старших классах соответствует структура образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников; 2) К 16–17 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности;
В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы. Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей карьеры. В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих введению профильного обучения на старшей ступени общего образования. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.
Ожидаемые результаты от реализации проекта: 1. Создание модели профильного обучения в школе; 2. Введение предпрофильной подготовки в 9 кл. школы; 3. Интеграция основного, общего и дополнительного образования 4. Расширение возможностей социализации учащихся; 5. Создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
Перечень рекомендуемых профилей среднего (полного) образования
(утвержденный МинОбрНауки РФ год 2010)
 Профиль — Изучаемые предметы
§                     1. Физико-математический: Информатика, Математика, Физика
§                     2. Физическо-Химический: Физика, Математика, Химия
§                     3. Химико-Биологический: Математика, Химия, Биология
§                     4. Биолого-Географический:Математика, География, Биология
§                     5. Социально-Экономический: Математика, География, Обществоведение, Экономика, Право
§                     6. Социально-Гуманитарный: Обществоведение, История, Русский язык, Литература, Право
§                     7. Филологический: Литература, Русский язык, Иностранный язык, Второй иностранный язык
§                     8. Информационно-Технологический: Математика, Информатика
§                     9. Агротехнологический: Биология, Животноводство, Агрономия, Сельскохозяйственная техника
§                     10. Индустриально-технологический: Физика, Технология
§                     11. Художественно-эстетический: Литература, Искусство
§                     12. Оборонно-спортивный: Физкультура, ОБЖ

[править]Ссылки

Концепция профильного обучения
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования".
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основныецели:
·  обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
·  создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
·  способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
·  расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).
Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология - профильные предметы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки - в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.
Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.
Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут "поддерживать" изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.
             Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного подхода путем создания модели учебного плана, который должен реализовать следующие цели:
·        обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
·        создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников;
·        способствовать установлению равного доступа к образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями и индивидуальными склонностями;
·        расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы  организации учебного процесса:
·        классно-урочная;
·        зачетная форма обучения и контроля;
·        лекционная и семинарская формы;
·        проектно-исследовательская деятельность учащихся;
·        групповая и индивидуальная формы обучения.



Методики

30.04.2008Психологическое обеспечение профильного образования

Профильное образование пытается совместить программы для подросткового и юношеского возраста. С одной стороны, в период школьной учебы психическое развитие еще не завершено, потому необходимо обеспечить разнообразие и универсальность содержания образования. С другой стороны, эту универсальность придется совмещать с заданиями профессионального самоопределения, свойственного юношеству и ранней взрослости.
Введение профильной учебы является одним из основных направлений модернизации образования. Основная цель профильной учебы - разгрузить школьные программы и предоставить школьникам возможность углубленного изучения тех предметов, которые их больше захватывают и будут необходимы для его последующих жизненных планов.
Принцип индивидуализации в профильных классах предусматривает:
§                        длительную подготовку средствами образования к широкому выбору учениками старших классов типа профильного образования;
§                        реальную возможность изменения ими профиля на любом этапе профильной учебы;
§                        самостоятельное определение заданий своего базового, вариативного и профильного образования с учетом своих (и семьи) возможностей и обнаруженных способностей, изменений жизненных и профессиональных планов.

Задание психологического сопровождения профильного образования

Ранняя профессионализация и специализация знаний допускает выборочную нагрузку на отдельные стороны психики ребенка. Без грамотного психологического сопровождения эти обстоятельства могут привести к неравномерности интеллектуального и личностного развития детей.
Потому одним из важнейших заданий психологического сопровождения является мониторинг и своевременное устранение возможных факторов возникновения неравномерности развития детей и подростков.
Сегодня ситуация сложилась так, что подростки часто осуществляют вынужденный выбор профиля последующей учебы. В условиях несамостоятельной профессионализации обычные возрастные задания подросткового возраста возникают перед учениками в обезображенной форме.
Например, задание формирования временной перспективы перед ребенком вообще не ставится, поскольку в большинстве случаев это задание за нее "решают" родители. В итоге не формируется временная перспектива и - как следствие - теряется учебная мотивация в данный момент. Потому одним из заданий психологического сопровождения профильной учебы является профориентация.
Известно, что люди отличаются своими индивидуальными особенностями, значит, что они будут успешнее в определенных видах деятельности и учебы, чем другие. Это обстоятельство превратится в задание вступительной диагностики, что позволяет прогнозировать и устранять возможные трудности в учебной деятельности.
Следовательно, психологическое сопровождение профильной учебы предусматривает три задания:
1.                   мониторинг и своевременное устранение возможных неравномерностей развития учеников;
2.                   углубленную профориентацию учеников;
3.                   психологическую диагностику при отборе учеников в профильные классы.

Мониторинг и своевременное устранение отклонений в развитии учеников

В этом подходе к профильной учебе выходим из положения Д.Эльконина о том, чтодвижущей силой психического развития является не форма, а содержание учебы.
Значит, что без специальной коррекции профильная учеба может привести к однобокому психическому развитию. Для того, чтобы устранить эти нежелательные побочные эффекты, необходимо систематически отслеживать развитие старшеклассника в процессе профильной учебы.
Для достижения этой цели используют два класса методов - тесты интеллекта и тесты достижений:
§                        тесты интеллекта по большей части направлены на измерение уровня развития логических операций на основе разного интуитивно подобранного содержания,
§                        тесты достижений позволяют оценить конкретные знания и навыки учеников безотносительно к уровню развития логических операций.
Таким образом, мы имеем отдельно диагностику развития и отдельно диагностику учебы.

Углубленная личностно ориентированная профориентационная работа с учениками

Профориентационная робота с учениками в профильном обучении имеет свои специфические черты. Одна из особенностей заключается в том, что большинство профильных классов уже так или иначе, свободно или вынужденно выбрали определенную специализацию учебы.
В большинстве случаев подросток имеет уже готовый план учебы в вузе и профессионализацию. Такая форма профессионального самоопределения "извне" может привести к пассивности, потере мотивации учебы, снижению интереса к собственной личности и размытости самосознания.
Другой крайностью является преждевременное ограничение мировоззрения и самосознания старшеклассника, связанное с узко утилитарным отношением к образованию.
Профильная учеба эффективнее всего в тех случаях, когда нет времени на учебу в процессе работы. Для современных "короткоживущих" профессий необходимы уже подготовленные кадры, готовые сразу приступить к работе. Значит, выбор должен быть осознанным, самостоятельным.
Имеем парадокс: с одной стороны, времени на выбор нет, из другой стороны - этот выбор должен быть свободным, осознанным, самостоятельным.
Подросток, который очутился под двойным давлением, чаще всего не способен найти адекватный выход без психологической помощи. Значит, профориентационная работа должна быть обязательным и значительным по времени компонентом любой профильной учебы. Причем личностно ориентированная профориентационная работа должна стать не только заданием психологической службы, но и универсальным компонентом образовательного процесса.
Профориентационную работу стоит направить на развитие личностной активности учеников, переработку некритически усвоенных от взрослых профессиональных планов и оценок. При условии проведения такой работы профильная учеба дает возможность формировать четкий жизненный план, достичь высокого уровня профессионализма на ранних этапах становления карьеры и отвечает запросам современного общества. Практика психологического сопровождения профильных классов позволяет обобщить результаты самих разных наблюдений и экспериментов и по-новому посмотреть на современное детство и его периодизацию.
Для методического обеспечения организации углубленной профориентационной работы областной научно-методический центр психологии и социологии образования разработал для практических психологов "Карточку профессиональной направленности", которая содержит перечень диагностик и алгоритм диагностической деятельности.

Результаты психологического сопровождения профильных классов

Социальная ситуация развития детей, которые учатся в профильных классах, заключается в том, что общество в лице родителей и учителей выдвигает ребенку противоречивые требования включиться в процесс профессионализации, совершенствоваться в одном направлении и иметь универсальные знания, наборы личностных черт. Остаются неисчерпанными мотивы подросткового периода, направленные на общение с одногодками.
Эта специфическая социальная ситуация развития порождает ряд деятельностей, направленных на решение противоречия. Такими специфическими деятельностями является форсированная учеба и особенные увлечения.
Особенные увлечения отличаются от "хобби-реакций", описанных в психиатрии А.Личко, тремя признаками: в сознании ученика они связаны с его профессионализацией; они обеспечивают тесное содержательное общение с группой одногодок, а не отрывают от него; подростки стремятся к общественно значимой реализации своего увлечения. Увлечения позволяют разрешить противоречие, заложенное в социальной ситуации детей. С одной стороны, становится возможным продолжение общения с одногодками, а с другой стороны - интенсивная учеба и профессионализация. По большей части увлечения имеют универсальный характер! Самым ярким примером является увлечение компьютером или отдельными учебными предметами - средством реализации профессий. Эта ведущая для нового векового периода деятельность приводит к возникновению новообразований. Таким уникальным новообразованием оказывается, например, псевдопрофессиональное мировоззрение, которое является особенным вариантом "чувства взрослости" и возникает внутри деятельности особенных увлечений.
Псевдопрофессиональное мировоззрение являет собой набор стереотипов мышления, переживания и поведения, которые характерны для профессионалов определенной отрасли. Это мировоззрение отличается яркой выразительностью и становится центром личности подростка.

Уровни допрофильной подготовки

Центральным звеном перехода к профильной школе должна стать допрофильная подготовка выпускников основной школы.
Основные заданиями допрофильной подготовки:
§                        подготовка ученика к осознанному выбору профиля последующей учебы;
§                        организация пробы выбора;
§                        организация знакомства учеников с миром профессий.
В основной школе для учеников 8-9-х классов апробируются 4 уровня допрофильной подготовки. Рассмотрим их подробнее.

Уровень I. Введение курсов по выбору

Для разработки программы курса по выбору необходимо:
§                        Проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля.
§                        Определить, чем содержание курса по выбору будет отличаться от базового или профильного курса.
§                        Определить тему, содержание, цель курса, его функцию в рамках профиля.
§                        Разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, отвести необходимое количество часов на каждый из них.
§                        Выяснить возможность обеспечить этот курс учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическими материалами, лабораторным оборудованием, реактивами. Составить список литературы для учителя и для учеников.
§                        Выделить основные виды деятельности учеников, определить часть самостоятельной работы, творческой деятельности учеников при изучении курса. Если программа курса допускает выполнение практических работ, лабораторных опытов, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть в программе.
§                        Продумать, какие образовательные продукты будут созданы учениками в процессе освоения программы курса.
§                        Определить критерии, которые позволяют оценить успеваемость освоения программы курса.
§                        Продумать форму отчетности учеников по итогам освоения программы курса: проект, реферат, выступление и тому подобное.

Уровень 2. Организация проектной, исследовательской деятельности школьников

Исследовательская деятельность учеников связана с решением учениками творческого, исследовательского задания с предварительно неизвестным решением (в отличие от практикума, который служит для иллюстрации законов природы), которое предусматривает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, выходя из принятых традиций: постановка проблемы, изучения теории, посвященной проблематике, отбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектная деятельность учеников - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учеников, имеющая цель, методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие предварительно выработанных ожиданий относительно конечного продукта деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определения заданий проекту, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создания плана, программ и организация деятельности по реализации проекта, его осмысления и рефлексию результатов деятельности).
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность относительно проектирования собственного исследования, которое допускает определение цели, принципов отбора методик, планирования хода исследования, ожидаемых результатов, оценка реализации исследования, необходимых ресурсов.
Задание исследовательской деятельности в современной школе. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, срок "исследовательская деятельность учеников" приобретает другое значение. В нем уменьшается частица профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований и растет содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.
Отличия между исследовательской и проектной деятельностью. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, который устанавливает истину в результате процедуры исследования и поданный в стандартном виде.
При этом проектная организация процесса исследования является средством установления истины, способом самого эффективного познания.

Уровень 3. Профессиональное самоопределение старшеклассников

Модель самоопределения (табл. 1), предложенная П.Лернером, не равнозначна "паспорту", "стандарту человека", в которых описываются некоторые наборы знаний, умений и навыков и параметры "социального характера" (Е.Фромм), что позволяет в "культурах полезности" (О.Асмолов) не только формировать "социальный заказ", но и закладывать их в фундамент проектирования районных образовательных систем, программ в конкретных учебных заведениях. Модель являет собой "пучок векторов" приобщения человека к актуальной культуре, возможных для развития в социально-экономических условиях средствами образования.
Модель самоопределения учеников в старших профильных классах может быть реализована только по условиям:
§                        консолидации усилий учеников и педагогов в принятии и осуществлении сопровождения;
§                        при организации образовательного процесса существенной является постановка задания относительно освоения учениками разных типов деятельности (в частности, исследовательской и проектной), которая является ключевым условием развития универсальных компетенции и навыков;
§                        при отказе от тоталитарного воспитания "по образцу" в интересах создания обогащенной образовательной среды, которая сопровождает индивидуальное развитие и самоопределение ребенка и подростка.
Таблица 1 - Структура модели самоопределения старших школьников
Самоопределение
Признаки самоопределения
Жизненное
Личное и семейное благополучие 
Здоровья личное и близких 
Стремление полноценной жизни и приобщение к культуре 
Качество жизни (достаток, отдых, досуг) 
Добропорядочность и опрятность жизни 
Сохранение и увеличение материальных, духовных и культурных ценностей семьи, рода и народа 
Эффективность как работника 
Общественное и культурное назначение 
Воспитание будущих детей
Валеологическое
Физические возможности и состояние здоровья 
Психическое здоровье 
Генетическое наследство 
Привычки, склонности 
Знания превентивной медицины
Когнитивное
Степень и качество овладения содержанием среднего образования 
Широта мировоззрения 
Круг чтения 
Доступность информационных ресурсов 
Круг общения 
Потребности в дополнительном образовании
Моральное
Практическая реализация жизненных планов 
Поиск ответа на вопрос: "кем быть?" и "каким быть?"
Соотношение между реальным и идеальным "Я" 
Представления о себе в прошлом, настоящем и будущем 
Аномальная эмоционально психологическая симптоматика 
Акцентуации характера 
Относительная стабилизация внутренней и внешней жизни
Профессиональное
Одобрительная сфера профессиональной деятельности 
Представления о мире труда и профессий 
Характер и условия будущей трудовой деятельности
Лучшие профессии и специальности 
Траектории получения профессии и специальности 
Личные профессионально важные черты 
Подготовленность к получению профессионального образования 
Опыт производительной работы
Социально-экономическое
Законопослушность и социальная бесконфликтность
Общественная активность 
Степень личной воли 
Социальный статус 
Тендерные аспекты 
Наемный работник 
Частный предприниматель 
Гражданство 
Запросы относительно оплаты труда 
Занятость профессиональной работой
Технологическое
Выполнение тонких операций ручными инструментами 
Управления машинной техникой 
Выполнение и понимание чертежей, схем, графиков
Владение бытовой и офисной техникой

Виды сопровождения самоопределения школьников. Сопровождение самоопределения подростков предусматривает педагогическое, психологическое и гуманитарно-социальное обеспечение. В таблице 2 указано: если сопровождать, то куда и к чему, а также поданы ситуации индивидуального самоопределения, которые нуждаются в профессиональной поддержке со стороны всех субъектов образовательной среды.
Таблица 2
Сопровождение
Педагогическое
Психологическое
Гуманитарно-социальное
Культивирование склонностей и задатков
Диагностика
Послешкольные планы
Ключевые компетенции
Возрастные кризисы
Использование и дополнение потенциала семьи
Индивидуальные образовательные траектории
Образ "Я"
Жизненные планы и направления
Информационное обеспечение индивидуальных образовательных траекторий
Коррекция самооценки
Ценностные ориентации
Технологические и профессиональные пробы
Деловые и волевые черты личности
Приемлемый бизнес детей и подростков
Индивидуализация педагогических технологий
Психологическое консультирование
Гранты, стипендии
Индивидуальные образовательные запросы
Интимно-личностные отношения
Правовое консультирование
Творческие конкурсы, олимпиады
Психологический комфорт
Трудовые объединения школьников
Мировоззрение
Самоидентификация
Досуг, отдых
Круг чтения
Эмпатия
Прием в вуз
Любознательность
Коммуникабельность
Волонтертво
Расширение поля креатора
Толерантность
Здоровый образ жизни
Патриотизм
Конфликтные ситуации
Междунациональные отношения
Открытый ум
Стрессостойкость психики
Гражданская позиция, социальная активность

Уровень 4. Организация работы по профессиональной ориентации учеников

Профориентационная робота в учреждении образования - это специально организованная деятельность, направленная на предоставление ученикам психолого-педагогической поддержки в проектировании ими вариантов продолжения учебы в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования.
Элементы профориентационной работы:
§                        помощь каждому школьнику в выборе направления и места последующей учебы;
§                        работа по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.
§                         
В этой деятельности можно выделить несколько этапов, и на каждом из них достаточно четко вырисовывается свой "фронт работ":
1. Обнаруживают образовательные запросы учеников, которые заканчивают 8-й класс. На этом этапе осуществляется:
§                        предоставление "образовательной карты" района, города, области;
§                        предыдущая диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов будущего выбора, интересов и склонностей.
2. Для девятиклассников предусматривается:
§                        учеба способов выбора индивидуального маршрута образовательной деятельности;
§                        организация психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, что позволяет искать версии о склонности к направлениям образовательной деятельности в условиях профильной учебы;
§                        выявление основных проблем в выборе профиля учебы.
3. По окончании 9-го класса:
§                        реализуются "пробы выбора профиля учебы". С этой целью целесообразно начать однодневное или двухдневное "погружение" в проблему выбора. Эта процедура должна быть предварительно предусмотренная учебным планом школы;
§                        определяется соответствие возможностей школьника требованиям профиля;
§                        соотносятся аргументы "за и против" определенного выбора профиля. При этом важно, чтобы в ранжировании факторов независимо принимали участие сам ученик, свои родители и учителя.
С целью определения профессиональных намерений школьников работники социально психологической службы условно разделяют школьников на четыре категории за степенью сформированности профессиональных планов, которые можно выяснить в групповых (массовых) опросах.
Работа с каждой отдельной категорией учеников проводится разными способами и приемами. Для проведения индивидуальных и групповых консультаций практическому психологу рекомендуется алгоритм "Карточки профессиональной направленности школьника".
За степенью сформированности профессиональных планов определяют школьников, которые:
1. Уже определили свое будущее призвание. Они нуждаются в том, чтобы им были указаны пути последующего получения образования, выбора учебного заведения, в котором можно получить специальность, перспективы работы. Иногда необходимо подсказать пути самовоспитания, самообразования, подготовки себя к овладению профессии.
2. Не знают, куда идти учиться или работать, не имеют конкретных жизненных профессиональных планов. Эта категория учеников нуждается в работе по профессиональному образованию. Ознакомление с разными профессиями и специальностями помогает им определить свое будущее. В работе с учениками можно применять анкеты на выявление интересов, результаты которых могут быть первым шагом для следующего самоопределения и помогут школьникам сузить сферу выбора и сориентироваться в разнообразии профессий.
3. Выбрали свою будущую профессию, но по определенным причинам овладение профессией или существенно ограничено для них, или совсем противопоказано(по состоянию здоровья; при наличии существенно завышенного уровня запросов, при неадекватной самооценке). Ученикам необходима работа по переориентации. Заданиям деятельности школьного психолога должно стать определение системы педагогических и психологических влияний на школьника с целью его переориентации. Переориентация предусматривает решение подростком достаточно сложного противоречия между собственным желанием, с одной стороны, и невозможностью (или ограниченностью) заниматься этой деятельностью - с другой.
4. Выбрали сразу несколько профессий, часто противоположного характера. Эта многочисленная группа учеников характеризуется тем, что в определении своего профессионального выбора школьники ориентируются исключительно на советы и мнения товарищей и окружения, не задумываясь над своими возможностями и преимущества профессии.
Мысли и советы бывают противоречивыми, потому профессиональное самоопределение этих учеников становится чрезвычайно сложным делом. Именно такие школьники больше всего нуждаются в помощи со стороны школьного психолога. Основной целью работы школьного психолога с учениками является не только разрешение противоречий, но и осуществление стойкого и целеустремленного профессионального выбора.
Для того, чтобы выбор профессии был сознательным и свободным, необходимо учитывать по крайней мере три фактора: информированность (ориентирование) школьников о мире профессий, знания своих личностных возможностей, умения соотносить личностные черты с требованиями к профессии или специальности.
Выбор профессии всегда связан с такими категориями, как возможности и потребности, интерес и цель, такими факторами, как склонности и мотивация, предвидение результатов принятых решений.
Одной из нерешенных проблем является ранняя поэтапная профориентационная диагностика, которая учитывала бы вековые изменения мотивационной сферы ребенка (табл. 3).
Таблица 3
Класс
Виды деятельности
Мотивационные изменения
1-4
Ознакомление с миром самых распространенных (популярных) профессий, с профессиями своих родителей и близких
Формируется правильное эмоциональное отношение к процессу труда, появляется желание заниматься полезным трудом, качественно выполнять порученное дело
5-7
Ознакомление с профессиями своих родителей и близких людей, с профессиями своего региона. Должны знать, где и какие знания они могут применять в своем регионе (районе). Ознакомиться с потребностями района в определенных специальностях и обратить внимание именно на эти специальности
Формируются прогностические умения относительно трудовой деятельности, возможностей реализации избранной профессии в районе (регионе). Происходит выделение профессиональной цели, профессиональной мечты (чего хочет достичь, чего может достичь)
8-9
Введение курса "Основы выбора профессии". Изучения профессиональных интересов и склонностей. Выяснение последующих жизненных планов. Определение наличия рейтинга профессий. Рекомендуется выбор одной из пяти сфер профессиональной деятельности: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек- художественный образ
Формируются стойкие профессиональные интересы, происходит выбор последующего пути учебы в 10-11-х классах. Усиливается внимание к последующим образовательным планам. Школьники получают информацию о мире профессий, специальности, учебных заведениях. Выясняются представления о препятствиях на пути к любимой профессии
10-11
Изучение планов продолжения образования и выбора последующей профессиональной деятельности, выбор профиля учебы. Наличие собственного рейтинга профессий. Помощь в выборе будущей профессии. Школьники уточняют соответствие имеющихся черт профессионально важным чертами выбранной профессии, состояния здоровья - требованиям выбранной профессии
Обращается внимание не только на психофизиологические черты школьников, необходимые для овладения профессией, но и происходит коррекция выбора старшеклассников, подростки получают помощь в самооценке своих способностей и склонностей

Алгоритм профориентационной диагностики и консультирования школьников

Фамилия
Имя
Отчество
Дата рождения
1.                   Состояние здоровья: а) здоровый; б) функциональные отклонения; в)хронические заболевания.
2.                   Интересы и склонности: 
ДДО:П_Т_Ч_3_Х_ 
Карточка интересов (методика А.Голомштоко):
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
3.                   Коммуникативные и организаторские склонности: 
Кк-1,2, 3, 4, 5.
До-1,2, 3, 4, 5.
4.                   Любимые предметы:
5.                   Любимые занятия в свободное время:
6.                   Какая отрасль деятельности или знаний больше всего интересует: 
а) естественно-научная (химия, биология, медицина, геология, с/г); 
б) точные науки (математика, физика); 
в) общественно-научная (история, политология, философия, экономика, право); 
г) гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология); 
д) искусство (музыкальное, театральное, изобразительное); 
є) интересы отсутствуют.
7.                   Выразительность профессиональных интересов и склонностей:
а) ярко выраженные (в какой отрасли деятельности, подчеркнуть): сфера искусств, технических интересов, работы с людьми, умственного труда, физического труда, материальных интересов;
б) не выражены.
8.                   Наличие профессионального плана:
§                                    какую профессию выбрали;
§                                    какую профессию хочет выбрать;
§                                    в каком учебном заведении хотели бы учиться;
§                                    какую профессию советуют выбрать родители.
9.                   Информированность о мире профессий: а) полная; б) недостаточная; в) отсутствующая.
10.               Осознанность выбора профессии (анкета "Выбор профессии"):

3
5-6
7-8
9
10
Выбор профессии






11.               Главные мотивы (методика "Мотивы выбора профессии"):

5-6
7-8
9
10
Мотивы выбора профессии





12.               Сформированность профессионального плана: а) сформирован; б) частично сформирован; в) несформирован.
Вывод:
а) ученик не нуждается в углубленной профконсультации (профплан обоснован, сформированный в процессе консультации);
б) ученик нуждается в углубленной профконсультации.
Рекомендации:
Сфера деятельности, профессия
Путь профессионализации (варианты и версии планов продолжения образования)
Противопоказанные сферы деятельности
Таблица 4 - Программа углубленной диагностики
№ п/п

Классы
3
5-6
7-8
9
10
1
Ведущий мотив учебы





2
Анкета познавательной направленности





3
Опросник Йовайши (склонность к разным сферам профессиональной
дальности)





4
Опросник "За и против" (профессиональные склонности и преимущества)





5
Опросник профессиональных преимуществ (по Дж.Холланду)





6
Опросник выявления лучших заданий труда





7
Опросник для изучения ведущих мотивов профдеятельности





8
Анкета направленности личности





9
Методика "Проблемная анкета"





10
Изучение индивидуально психофизиологических особенностей учеников в соответствии с выбором профессии

Оценка эмоциональной сферы (методика Спилбергера)






Самооценка состояний тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности (методика Г. Айзенко)






Диагностика склонности к стрессам (методики Дж.Дженкинсона)






Диагностика уровня невротизации (методика Л.Вассермана)






Диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (методика "САН")






Список литературы

1.                   Артемова Л.К. Профильное обучение: опит, проблеми, пути развития // Школьньїе техноло-гии.- 2003. - № 4. - С. 22-31.
2.                   Балл Г.О. Психолого-педагогічні засади професійної орієнтації школярів //Газета "Психолог". - 2004. - №8. -С. 2-11.
3.                   Касянова О.М. Кваліметрична модель оцінки готовності школи до впровадження профільного навчання // Управління школою. - 2004. - N° 19- 21. - С. 4.
4.                   Кленова Н. Как подготовить школу к про-фильному обучению // Народное образование. - 2003. - № 7. - С. 106-114.
5.                   Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д., 1996.
6.                   Кузнецов А. Профильное обучение: пробле-ми; перспективи развития // Народное образование. - 2003. - № 4. - С. 85-88.
7.                   Лернер П.С. Модель самоопределения ви-пускников профильньїх классов ередней обще-образовательной школи // Школьньїе технологии. - 2003. - № 4. - С. 50-61.
8.                   Логинова Г.П. Психологические аспекти профильного обучения // Психологическая наука и образование. - 2003. - >6 3. - С. 43-47.
9.                   Пан С, Криволапова Н., Бобкова Л. Подго-товка педагога профильной школи // Народное образование. - 2004. - № 1.
10.               Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение, - М., 1996.
Перевод статьи Сыроватко О.
"Психологічне забезпечення профільної освіти",
источник: "Психолог",- 2006. - №40, с. 3-11
Хотите перепечатать...?

Профориентационный выбор старшеклассников


     Проблема профессионального самоопределения молодежи, представлений о своем профессиональном "Я" тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной.



     Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.



     Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.



     Процесс современного профессионального самоопределения может строиться двумя путями:


1 путь – процесс профессионального самоопределения, при котором учитываются лишь социальные и социально-психологические условия, а личностные особенности не являются основными.. То есть профессиональный путь строится на внешней мотивации и стимуляции. Личность в данном случае зависим от окружающих в своем профессиональном становлении.

2 путь – процесс профессионального самоопределения, при котором индивидуально-психологические особенности влияют на успешность профессионального становления. Через призму личностных особенностей строятся отношения с социумом в контексте профессионального развития. Данный путь профессионального развития является более адекватным и приводит человека к успеху в профессии.

     Процесс окончательного принятия решения о выборе профессии и профессионального учебного заведения, рода работы осуществляется в выпускных классах общеобразовательной школы.

     У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности:

1. Расхождение понятий "работа" и "профессия".

2. Расхождение между оплачиваемостью работы и собственными интересами.

     В результате в установке современной молодежи "через высшее образование к высокооплачиваемой работе" прослеживается отсутствие или игнорирование продуктивных установок, нацеленных на рост и развитие своего потенциала: диплом по "престижной" специальности рассматривается как возможность повысить конкурентоспособность на рынке труда и "допуск" к работе с высокой зарплатой.

     Специфика трудностей, связанных с профессиональным самоопределением, получением образования и дальнейшим трудоустройством молодых людей в современных условиях, требует поиска новых форм работы по решению этих трудностей.

     Основой выбора профессии сегодня являются представления личности о будущем, которые выводят ее за рамки наличной ситуации и являются программой ее развития. Автономная личность ориентируется в мире профессий: осознает смысл профессиональной деятельности, знает требования профессий и перспективы их развития, способна согласовать профессиональную деятельность с другими важными жизненными аспектами.

     Поведение автономной личности на рынке труда предполагает общую ориентировку в социально-экономической ситуации, знание вакансий, а также наличие навыков поиска работы, составления резюме, прохождения собеседования и т. д. Личность, которая не готова удовлетворять требованиям реальности, оказывается невостребованной. Относительный баланс между спросом и предложением рабочей силы может быть достигнут при наличии профессиональной компетентности. Таким образом, вектор профориентационной работы должен быть смещен с позиции "Кем быть?" на позицию "Каким стать?".

     В наше время, когда информационный поток сообщений, касающихся путей трудоустройства, (выбора учебного заведения для продолжения обучения, временной и сезонной занятости, кружках и секциях, в которых можно развить свои способности, приобрести дополнительные умения и навыки и т.д.) велик и разрознен, выпускнику, желающему продолжить свое образования (или трудоустроиться), становится все труднее сделать свой выбор.

     Часто старшеклассники при достаточно большом количестве учебных заведений города затрудняются сделать правильный профессиональный выбор. Это происходит как из-за недостаточной профориентационной работы (выпускники не достаточно хорошо знают, какая специальность подходит для них больше всего, свои личностные особенности, склонности), так и из-за нехватки информации об учебных заведениях.

     В этом случае предпочтение отдается не тому вузу, где есть специальности, которые, в силу его индивидуальных особенностей, наиболее подходят ему, а тому вузу, который находится ближе к дому, конкурс меньше, друзья учатся, родители рекомендуют и так далее. В этом случае проигрывает подросток (хорошо, если специальность ему понравится, и он будет прилежно учиться, иначе он потеряет время попусту), теряет вуз (студент не желает учиться), государство и родители теряют средства на учебу посредственного работника.

     Часто не готовый психологически и морально к профессиональному выбору потенциальный абитуриент документы в несколько вузов с одной установкой – «лишь бы куда-нибудь поступить». Скорее всего, такой подход к выбору будущей специальности негативно повлияет на него, как на формирующегося специалиста и отразится на его квалификации.

     Чтобы решить эти проблемы необходимо в первую очередь проводить систематизированную профориентационную работу в школах, начиная постепенно вводить детей в мир профессий со среднего звена.

     Благодаря переходу к рыночным отношениям расширился круг выбора профессии. Однако из-за недостаточной осведомленности у школьников складывается неправильное представление о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач — обратить внимание старшеклассников на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них.

     Результаты экспериментальных исследований показывают, что многие выпускники средней школы выбирают профессию без достаточного основания, затрудняясь мотивировать свой выбор. Этот выбор в подростковом возрасте может быть осуществлен под влиянием случайно возникшего интереса или внешних обстоятельств, под влиянием родителей и, что весьма часто встречается, может являться актом подражания сверстникам. Даже в том случае, если выбор профессии мотивирован, успешность профессионального самоопределения не может быть до конца гарантирована. Формирование устойчивого положительного отношения к профессии - и это надо особо подчеркнуть - происходит только в ходе самой профессиональной деятельности.
     Отсутствие достаточно глубокой профессиональной направленности у выпускников не исключает возможности ее формирования в период учебы в институте. Поэтому задача школы (также семьи и общества) состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием постепенного повышения уровня профессиональной направленности, т. е. формирование в процессе обучения и жизнедеятельности учащихся деятельностно - смыслового единства - совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности[1]. Развитию профессиональной направленности необходима такая организация деятельности учащихся, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека. Удовлетворенность выбранной профессией, и, следовательно, успешность в ней, зависит от того, насколько выбранный вид деятельности соответствует типу личности

Для эффективного профессионального выбора необходимы:

рациональность решения жизненных задач;

достижение автономии;

ориентация на будущее;

сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков;

некоторый опыт практической работы.

     Отсутствие достаточно глубокой профессиональной направленности у выпускников не исключает возможности ее формирования в период учебы в институте. Поэтому задача школы (также семьи и общества) состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием постепенного повышения уровня профессиональной направленности, т. е. формирование в процессе обучения и жизнедеятельности учащихся деятельностно - смыслового единства - совпадения ценностно-смыслового (формирование жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности.

Інструментарій методиста з профорієнтації ЕБГ «Гармонія»
Деркач В.Г. (компьютерна діагностика)

1.Методика вивчення готовності до ризика ( розроблена А.Шубертом)

2.Методика діагностики мотивації особистості до успіху (розроблена Т.Елерсом)

3.Методика виявлення комунікативних установок (МВКУ або КОС)

4.Методика виявлення оперативної пам’яті.

5.Тестування рівня розвитку невербального інтелекту за методикою Дж. Равена

6.Методика «Коректурна проба» В.Я.Анфімова

7.Методика визначення нервово-психічної стійкості, ризику дезадаптації у стресі «Прогноз»

8.Методика «Технічне мислення»

9.Опитувальник «Професійна кар’єра»

10.Тестування професійної спрямованості особистості за методикою Д.Голланда

11.Диференційно-діагностичний опитувальник професійної спрямованості Є.Клімова (ДДО)






Комментариев нет:

Отправить комментарий